СЗВ

Командиру в/ч № 0000

Рапорт

Прошу восстановить накопления участника накопительно-ипотечной сиситемы в связи с восстановлением на службе. Был уволен 00.00.0000 по статье .... .

дата подпись

 

Совет Федерации принял поправки к федеральному закону «О накопительно-ипотечной системе». Поправки касаются восстановления накоплений и возврата целевого жилищного займа.
Первая поправка

Отныне еще больше защитников Отечества получили возможность восстанавливать средства, накопленные на именном накопительном счете за время участия в НИС при повторном поступления на службу после увольнения по определенным основаниям. Ранее данная льгота была доступна только узкому кругу военнослужащих.

До утверждения новых поправок, накопления восстанавливались военнослужащим, которые заключили контракты повторно после увольнения по ОШМ, в связи с ухудшением здоровья военнослужащего, при увольнении по семейным обстоятельствам, возникновение которых препятствовало полноценному выполнению своих служебных обязанностей военнослужащим. Теперь же перечень оснований для увольнения расширен:

по причине окончания контракта;
если служба прекращена по причине ее приостановления;
вследствие перехода на службу в иные органы;
по причине перевода на госслужбу;
по причине несоблюдения условий контракта в отношении самого военного;
вследствие избрания членами Совета Федерации или же депутатами ГосДумы РФ;
в случае принятия положительного решения аттестационной комиссией об увольнении контрактника, изъявившего такое желание.

Важно: данное изменение касается только тех военнослужащих, у которых в момент прохождения службы, право на использование накоплений не наступило, т. е. денежными средствами они не воспользовались.

Итак, для данных категорий военнослужащих, уволенных по вышеуказанным обстоятельствам, размер накоплений, подлежащих восстановлению, определяется исходя из той суммы, которая была накоплена на именных счетах участников НИС на дату исключения их из реестра.
Вторая поправка


Следующие поправки коснулись процедуры возврата средств ЦЖЗ, в случае досрочного увольнения с военной службы. Возврату в бюджет подлежит ЦЖЗ в случае, если участник НИС уволен до возникновения оснований, предусмотренных статьей 10 117-ФЗ.

Обязанность по возврату ЦЖЗ бывший участник НИС должен исполнять ежемесячно. Срок возврата не может превышать десяти лет – это закон.

Законотворцы уточнили, что в случае увольнения участника НИС по «неуважительным» статьям, возврату в бюджет подлежит не только сумма ЦЖЗ, но и проценты по нему.

Начисление процентов по договору ЦЖЗ начинается со следующей даты после исключения из списков части. К «не льготным» причинам увольнения парламентарии отнесли:

лишение воинского звания;
утрата доверия к военнослужащему по ряду причин, предусмотренных законодательством;
лишение свободы военнослужащего;
отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
лишение возможности занимать воинские должности, в соответствии с решением суда;
прекращением гражданства РФ и/или получение гражданства другого государства;
нарушение условий контракта;
отказ в допуске к гостайне;
досрочное увольнение военнослужащего как не выдержавшего испытание.

Начисленные проценты, также как и размер ЦЖЗ, подлежат ежемесячной компенсации в бюджет в течение не более десяти лет.

По мнению депутатов Госдумы, данная поправка призвана стимулировать возвращение средств ЦЖЗ в бюджет страны, за счет уменьшения нагрузки на участников НИС, которые не планируют больше заключать контракты о прохождении службы в вооруженных силах РФ.

Закон о накопительно-ипотечной системе (НИС) ежегодно модернизируется. Поправки вносятся с завидной периодичностью. Законотворческая деятельность государства направлена на совершенствование системы, позволяющей военнослужащим стать собственником жилой недвижимости в период прохождения военной службы.

Так в марте текущего года в закон о военной ипотеке (117-ФЗ) внесены очередные поправки (32-ФЗ). Поправки действительно кардинальные и, надо отметить, долгожданные. Изменения коснулись ряда «проблемных вопросов» НИС.
Закон о восстановлении накоплений

В первую очередь изменения коснулись восстановления накоплений. После вступления поправок в силу (18.03.2017 г.) рассчитывать на восстановление накопленных средств могут участники НИС, уволенные по положительным статьям. К положительным статьям увольнения относятся статьи, не дискредитирующие военнослужащего, но и не дающие право на накопленные средства:

окончание контракта,
прекращение службы, в период ее приостановления,
переход на службу в другие органы и учреждения,
перевод на госслужбу,
досрочное увольнение, при наличии нарушений в отношении военнослужащего,
наделение полномочиями высшего должностного лица,
избрание депутатом,
наличие уважительных причин и решения аттестационной комиссии.

Военнослужащий, поступающий на военную службу из запаса, ранее исключенный из реестра участников системы в связи с увольнением по положительным статьям, вправе рассчитывать на восстановление накопленных средств.

Напомним, ранее, до принятия поправок (до 18.03.2017г.) такими прерогативами пользовались только военнослужащие, ранее уволенные по льготным основаниям (ОШМ, ограничено годен, семейные обстоятельства). При повторном включении в систему данным военнослужащим присваивалась «15» категория участников с полным восстановлением накопленных средств за время предыдущего участия в системе. Основанием для повторного включения являлось заключение контракта из запаса.

Поправки вступили в силу 18 марта текущего года и, судя по тому, как сформулирован Закон, главным критерием восстановления накопленных средств является именно восстановление на военной службе.


В соответствии с пояснениями сотрудников Росвоенипотеки в части толкования 32-ФЗ для того, чтобы военнослужащий получил право на восстановление накоплений, ему необходимо уволиться после 18 марта 2017 года. Поскольку у государства возникают обязательства по сохранению накоплений военнослужащего, уволенного «без права», но который может восстановиться на службе, то эти обязательства нельзя распространить на предыдущие периоды. Именно поэтому, чтобы восстановить накопления необходимо уволиться после вступления в силу поправок (18.03.2017 г.).
Как участнику НИС восстановить накопления

Стоит отметить, что официальные изменения в подзаконных актах – Правилах учета накоплений, утверждаемых Правительством РФ – на сегодняшний день не внесены. Не исключен вариант того, что в Правилах восстановления накоплений пропишут какие-либо ограничительные меры, например, такие, как разрыв между контактами не более 3-х месяцев.

По практике предыдущих лет, можно сказать, что процесс внесения изменений в подзаконные акты небыстрый. Так, например, в прошлом году в мае месяце в 117-ФЗ были внесены изменения относительно выплаты допсредств. Изменения в соответствующее Постановление Правительства РФ вступили в силу только в конце 2016 года, а ведомственные приказы до сих пор не приведены в соответствие с действующим законом. Все, кто увольнялся после вступления в силу данных изменений, по закону имели право на получение данных средств. Многим военнослужащим пришлось пройти судебные разбирательства. Только судебное решение помогло бывшим участникам НИС получить допсредства.
Защита интересов военнослужащих

В любом случае, в соответствии с 32-ФЗ, участники военной ипотеки, уволенные (после 18.03.2017 года) и восстановившиеся на службе после 18.03.2017 года, вправе рассчитывать на возврат всех накопленных денег. Получить официальные разъяснения по данному вопросу от регорганов пока не удается.

Осознавая, что бюрократии в вопросе восстановления накоплений избежать не удастся, хочется порекомендовать военнослужащим, отстаивать свои интересы. И в случае получения отказа во включении в реестр по соответствующей категории («15») с восстановлением накоплений, рекомендуем обращаться в суд.

К названному выводу корреспондируют, в том числе, и положения п. 15 ч. 3 ст. 9 данного федерального закона, предусматривающие возможность повторного участия в НИС военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, при наличии определенной выслуги лет, несмотря на получение ими ранее при первоначальном увольнении с военной службы денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения , учтенных на именном накопительном счете участника.

В соответствии с ч. 2 ст. 4, п. 2 ст. 10 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участникам НИС в случае увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, к категории которых относится и административный истец, производится выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (пункт 3 части 1 ст. 4). 

К тому же, исходя из смысла положений ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих " предметом правового регулирования и целью названного закона являются отношения, связанные с формированием,  особенностями инвестирования и использования средств для жилищного обеспечения военнослужащих с целью государственной поддержки жилищного обеспечения военнослужащих путем формирования жилищных накоплений за счет средств федерального бюджета и поддержания платежеспособности военнослужащих при ипотечном жилищном кредитовании. Этим законом предусматривается предоставление военнослужащему или членам его семьи, в случаях определенных законом, права на использование средств жилищных накоплений, учтенных на именном накопительном счете, вне зависимости от наличия у военнослужащего или членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания на условиях социального найма или на праве собственности, как на то верно указано в суде представителем административного истца. Эта норма по своей сути расширяет мотивацию прохождения военной службы по контракту за счет возможности получения военнослужащим , имеющим жилье для постоянного проживания, дополнительных денежных средств для улучшения своих жилищных условий.

К названному выводу корреспондируют, в том числе, и положения п. 15 ч. 3 ст. 9 данного федерального закона, предусматривающие возможность повторного участия в НИС военнослужащих , поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, при наличии определенной выслуги лет, несмотря на получение ими ранее при первоначальном увольнении с военной службы денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника.

В соответствии с ч. 2 ст. 4, п. 2 ст. 10 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих " участникам НИС в случае увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, к категории которых относится и административный истец, производится выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (пункт 3 части 1 ст. 4).

Правила и порядок выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2005 N 686 и изданным в целях его реализации приказом Минобороны РФ от 23.02.2013 № 166.


2. Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является:

15) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, - общая продолжительность их военной службы двадцать лет.

14) для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, - заключение нового контракта о прохождении военной службы;

3. Основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:

3.1. Военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 настоящей статьи, не могут являться участниками накопительно-ипотечной системы. ( 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.)

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Статья 4. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы

1. Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:

1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;

2) предоставления целевого жилищного займа;

3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).

 

Мы в соцсетях

1

© СЗВ - 2017. Нас на сайте уже 9367