СЗВ
  
Основные положения при получении ИПМЖ
 
При получении избранного постоянного места жительства(ИПМЖ), военнослужащие подразделяются на 2 категории, согласно Федерального закона «О статусе военнослужащих»:
 
1 категория – военнослужащие заключившие контракт до 1998 года:
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется жилищная субсидия(для приобретения или строительства жилого помещения), либо жилые помещения в натуре, находящиеся в федеральной собственности, по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы. А при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
 
2 категория - военнослужащие заключившие контракт после 1998 года:
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Получается, что военнослужащие 2 категории, обеспечиваемые (например) на первых пять лет военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет права на получение жилого помещения в той или иной форме в избранном месте жительства не имеют.
А военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, которым по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
То есть, тот военнослужащий, который поступил на военную службу позже, имеет право, даже не увольняясь с военной службы по достижении указанной выслуги лет (20 лет) реализовать свое право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а другой военнослужащий, заключивший контракт раньше, таким правом не обладает и более того, в случае увольнения с военной службы не по одному из льготных оснований, он не сможет рассчитывать на получение жилого помещения в избранном месте жительства, а только по месту прохождения военной службы.
Считаем, что в данном случае каких-либо объективных причин, которыми можно было бы обосновать такое различие в правах военнослужащих, по сути относящихся к одной и той же категории, не имеется.
 
Однако, позиция Конституционного Суда РФ по вопросу обеспечения жильем изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. № 21-П, который указал: «Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2007 г. № 5-П, от 03 февраля 2010 г. № 3-П и от 27 февраля 2012 г. № 3-П).
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь ввиду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как правило, право на получение жилого помещения в собственность реализуется при увольнении с военной службы, при этом на учет в качестве нуждающихся Департамент жилищного обеспечения МО РФ ставит военнослужащих только в период службы, поэтому следует помнить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" "в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.  

 

ИПМЖ - ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Для того, чтобы встать на очередь на ИПМЖ, нужно правильно собрать определенный пакет документов и пройти несколько этапов.
Порядок постановки на учет военнослужащих, увольняемых с военной службы, и порядок постановки на учет лиц, уволенных с военной службы, в целом совпадают, но имеются некоторые отличия. Давайте рассмотрим его поэтапно.

Первый этап. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Второй этап. Командир (начальник) воинской части на основании представленного военнослужащим рапорта с приложенными документами производит их первоначальную проверку, по результатам которой он принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Командир (начальник) воинской части может отказать в принятии указанного решения в случае отсутствия каких-либо из перечисленных документов или выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Письменное ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Третий этап. На основании поступивших документов военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. Необходимо иметь в виду, что установление очередности не относится к компетенции военного комиссариата.
Четвертый этап. Органы местного самоуправления регистрируют представленные военным комиссариатом документы, которые поступают на рассмотрение общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при органе местного самоуправления и возглавляемой заместителем главы муниципального образования. Комиссия рассматривает в течение месяца ходатайства с приложенными к ним документами, списки, представленные военными комиссариатами, и принимает решение о постановке военнослужащих на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, на основании которого глава муниципального образования издает соответствующий акт (постановление, распоряжение и т.д.). О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности,
министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
На каждого военнослужащего, поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с вышеуказанными Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.
Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Пятый этап. При исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы военнослужащие подают рапорт о подтверждении ими избранного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
К рапорту повторно прилагаются ранее перечисленные документы, а также: выписка из приказа об увольнении; выписка из приказа об исключении из списков личного состава части; справка об отсутствии забронированной жилой площади (из КЭЧ или отдела МИС); справка из бюро технической инвентаризации по месту службы об отсутствии в собственности жилья; справка финансовых органов части о неполучении субсидий на строительство или покупку жилья.
Перечисленные документы вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами и ходатайством командира (начальника) воинской части в случае, если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, направляются в военный комиссариат. Командир (начальник) извещает военный комиссариат по ранее избранному увольняемым военнослужащим месту жительства для снятия данного лица с очереди.
В личное дело военнослужащего подшиваются следующие материалы: копии рапортов военнослужащего, копии ходатайств (извещений) командира (начальника) воинской части, сообщение органа местного самоуправления о постановке на очередь или исключении из списка очередников
Командиры (начальники) после исключения военнослужащих из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы обязаны своевременно направлять в те военные комиссариаты, в которых они будут состоять на воинском учете до получения жилых помещений в избранных ими постоянных местах жительства, их учетно-воинские документы, документы, предусмотренные пп.17 и 18 Правил, а также оригинал удостоверения на право пользования льготами и сообщать гражданам, уволенным с военной службы, когда, за каким номером и в какой военный комиссариат направлены документы (п.5 приказа министра обороны РФ от 21 ноября 1998 г. N 517).
Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления (общественную комиссию по жилищным вопросам), которым предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.
Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.
Таким образом, после постановки на очередь, военнослужащему остается только ждать наступления своей очерёдности.
 

 

При помощи данной формы вы можете нам задать свой вопрос! Мы вам постараемся ответить в самое ближайшее время




Мы в соцсетях

1

© СЗВ - 2017. Нас на сайте уже 3127