СЗВ

 

 

Увольняемым с военной службы

 

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» в первом полугодии 2019 г. будет организован набор в группы профессиональной переподготовки увольняемых военнослужащих в военные образовательные организации высшего образования Минобороны России (предварительные сроки начала обучения на стационарной базе вузов прилагаются).

Зачисление военнослужащих в группы профессиональной переподготовки организуется в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 630 «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту». При этом Список военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (приложение № 1 к Порядку и условиям профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, введенному в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 630), а также копии рапорта военнослужащего о его желании пройти профессиональную переподготовку (с резолюцией соответствующего командира (начальника) и диплома о ранее полученном им образовании направляются непосредственно в вузы по месту планируемого обучения из воинских частей (организаций), в которых они проходят военную службу.

Сроки начала обучения увольняемых военнослужащих по программам профессиональной переподготовки

по одной из гражданских специальностей в военных образовательных организациях высшего образования Минобороны России по очной и очно-заочной формам обучения в первом полугодии 2019 г.


 

В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона « О статусе военнослужащих » военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации, продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Из содержания данной правовой нормы следует, что предметом ее регулирования является определенная социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего в условиях после увольнения с военной службы. Никаких правоотношений в сфере прохождения военной службы она не устанавливает, а поэтому при разрешении спора по поводу законности увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава части применению не подлежит, поскольку утрата статуса военнослужащего не лишает гражданина, уволенного с военной службы, права на профессиональную переподготовку. Напротив, законодатель предусмотрел возможность её прохождения после увольнения военнослужащего с военной службы на безвозмездной основе.

Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждены приказом Министра обороны РФ № 630 от 21.10.2015 г. и Приказом ФСБ РФ № 22 от 26 января 2009 г. В соответствии с пунктом 4 и 15 этих Порядков военнослужащие, увольняемые с военной службы, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей с учётом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы.

 

Приказ Министра обороны Российской Федерации № 630 от 21 октября 2015 года «О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту»

Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.

I. Общие положения

1. Профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее – профессиональная переподготовка, военнослужащие соответственно), осуществляется военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — образовательная организа­ция) по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки продолжительностью до четырех месяцев1.

Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации2.

Срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов3.

2. Профессиональная переподготовка проводится по очной, очно-заочной и заочной формам обучения.

3. Освоение программ профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией самостоятельно.

Лицам, освоившим программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Диплом о профессиональной переподготовке выдается на бланке, образец которого устанавливается образовательной организацией4.

 

II. Порядок профессиональной переподготовки

4. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт командирам (начальникам) воинских частей5:

- увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы – не ранее чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока контракта с учетом сроков, обеспечивающих их направление на профессиональную переподготовку во время прохождения военной службы;

- увольняемые с военной службы по состоянию здоровья – при наличии заключения военно-врачебной комиссии о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

- увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями – не ранее принятия решения соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации6 о проведении организационно-штатных мероприятий.

В рапорте военнослужащий указывает: воинское звание, фамилию, имя и отчество, занимаемую воинскую должность, дату рождения, общую продолжительность военной службы в календарном исчислении (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), уровень образования, имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию, выбранную программу обучения, основание, по которому он имеет право пройти профессиональную переподготовку, а также служебный телефон. К рапорту прилагаются копии документов об образовании.

5. В воинской части составляются:

- списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях (далее – списки) (приложение № 1 к настоящему Порядку);

- сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях (далее – сведения) (приложение № 2 к настоящему Порядку).

Из воинской части списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения – в порядке подчиненности в кадровый орган вида Вооруженных Сил, военного округа, Северного флота, рода войск Вооруженных Сил и центрального органа военного управления (далее – кадровый орган).

6. Кадровым органом на основании представленных воинскими частями сведений формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку в образовательных организациях, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны.

Расчет распределения учебных мест в образовательных организациях (далее – расчет распределения) разрабатывается Главным управлением кадров Министерства обороны по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения начальником Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации высылаются в кадровые органы.

7. По мере поступления списков и выписки из расчета распределения образовательная организация формирует учебные группы.

С учетом установленных сроков начала обучения и порядка формирования учебных групп руководство образовательных организаций высылает в воинские части письменные уведомления, в которых указываются форма профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения.

8. Военнослужащим, которым уведомлением определена очная или очно-заочная форма обучения в образовательной организации, командир (начальник) воинской части выдает направление (приложение № 3 к настоящему Порядку) и издает приказ о направлении военнослужащего на профессиональную переподго-товку.

Направленные на профессиональную переподготовку военнослужащие прибывают в образовательные организации к установленному сроку.

Военнослужащим, которым уведомлением определена заочная форма обучения, кадровый орган доводит сроки начала и место прохождения профессиональной переподготовки, которые устанавливаются им по согласованию с руководителем образовательной организации.

9. Военнослужащие, направляемые на профессиональную переподготовку, включаются в списки, которые представляются командиром (начальником) воинской части в кадровый орган в порядке подчиненности.

Кадровым органом на основании этих списков формируются сведения о численности военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку, которые представляются в Главное управление кадров Министерства обороны.

10. Военнослужащие, обучающиеся по программам профессиональной переподготовки, в период обучения считаются прикомандированными от воинских частей.

11. Расходы, связанные с обучением военнослужащих по программам профессиональной переподготовки, входят в смету расходов образовательной организации.

12. При завершении профессиональной переподготовки военнослужащих образовательные организации представляют в Главное управление кадров Министерства обороны отчет за каждый
выпуск.

13. Контроль за порядком и условиями направления военнослужащих на профессиональную переподготовку возлагается на руководителей кадровых органов.

 

III. Условия профессиональной переподготовки

14. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется при условии общей продолжительности их военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями7.

Продолжительность обучения военнослужащих определяется учебным (тематическим) планом и технологией реализации программы профессиональной переподготовки.

15. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку только по одной из гражданских специальностей и только в одной образовательной организации.

После обучения военнослужащего кадровые органы производят запись о прохождении профессиональной переподготовки с указанием полного наименования образовательной организации, номера диплома и даты его выдачи в послужном списке личного дела военнослужащего.


1 Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014) (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам).

3 Пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

4 Пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

5 Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.

6 Здесь и далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации – Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации – Вооруженными Силами.

7 Пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Только в отношении таких военнослужащих, то есть изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку на условиях и в порядке, предусмотренных этим Порядком, и подавших соответствующий рапорт, в воинской части составляются списки согласно приложению № 1 к этому Порядку, сведения о численности военнослужащих , изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей в образовательных организациях согласно приложению № 2 к этому Порядку, после чего эти списки с приложением к ним копий документов об образовании военнослужащих представляются в образовательные организации, а сведения - в порядке подчиненности в кадровые органы. В последующем формируются обобщенные сведения о численности военнослужащих , изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, на основании которых формируются учебные группы и высылаются в воинские части письменные уведомления, в которых указываются форма профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения. Данное уведомление является основанием для выдачи военнослужащему направления согласно приложению N 3 к этому Порядку и изданию приказа о направлении военнослужащего на профессиональную переподготовку.

Также из приведенных норм законодательства следует сделать вывод о том, что законом не установлена обязанность содержать военнослужащего в списках личного состава части до окончания переподготовки по гражданской специальности, или что его не направление на профессиональную переподготовку препятствует его исключению из списков личного состава части. Очевидно, что Порядком профессиональной переподготовки регулируется определенная социальная гарантия, направленная на адаптацию военнослужащего в условиях гражданской жизни после увольнения с военной службы. Никаких правоотношений в сфере прохождения военной службы он не устанавливает, а поэтому при разрешении спора по поводу законности исключения из списков личного состава войсковой части применению не подлежит.

 

Приказ ФСБ РФ от 26 января 2009 г. № 22 «О порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей»

 

Инструкция
о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок и условия реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности), проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие), права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - профессиональная переподготовка) в целях удовлетворения их образовательных потребностей и адаптации к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы.

II. Условия направления на профессиональную переподготовку

2. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при условии, что общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям*.

Военнослужащие, увольняемые с военной службы по перечисленным основаниям, проходят профессиональную переподготовку продолжительностью до четырех месяцев**.

3. Профессиональная переподготовка военнослужащих проводится без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия по день исключения из списков личного состава органа безопасности**.

4. Военнослужащие направляются на профессиональную переподготовку с сохранением воинских должностей по месту прохождения военной службы, как правило, с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава органа безопасности.

5. Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения.

6. Органы безопасности определяют количество военнослужащих, планируемых к увольнению в следующем году и желающих пройти профессиональную переподготовку, и в установленном порядке направляют в Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России заявку для планирования финансовых средств, требующихся для проведения профессиональной переподготовки военнослужащих, в том числе в необходимых случаях - и для оплаты командировочных расходов.

7. Оплата мероприятий, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих, производится за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели ФСБ России на соответствующий год.

8. Руководители, начальники органов безопасности заключают в установленном порядке договоры на оказание образовательных услуг.

9. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах.

10. При заключении договоров необходимо предусматривать возможность переноса срока оплаченного обучения в случае болезни военнослужащего или наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы”***.

Обстоятельства, по которым переносится срок обучения, должны быть документально подтверждены.

11. После заключения договоров с образовательными учреждениями на оказание образовательных услуг подразделения кадров органов безопасности информируют заинтересованных военнослужащих (под личную роспись) о наименованиях и местонахождениях образовательных учреждений, сроках и формах обучения.

12. В случае увольнения военнослужащего с военной службы в период обучения он имеет право на завершение учебы бесплатно.

13. Копия документа о прохождении профессиональной переподготовки, полученная в установленном порядке, приобщается к личному делу военнослужащего, а в его послужном списке производится запись с указанием полного наименования образовательного учреждения, номера диплома и даты его выдачи.

III. Порядок направления военнослужащих на профессиональную переподготовку

14. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение только по одной гражданской специальности и только в одном образовательном учреждении.

15. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде в следующие сроки:

- увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы;

- увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не ранее даты вынесения военно-врачебной комиссией заключения о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

- увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не ранее даты принятия соответствующими должностными лицами решения о проведении организационно-штатных мероприятий.

16. В рапорте указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, личный номер, занимаемая воинская должность, дата рождения, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, уровень образования, наименование и местонахождение образовательного учреждения, выбранная программа обучения, форма обучения и основание для прохождения профессиональной переподготовки. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

17. Рапорт военнослужащего рассматривается в установленном порядке.

18. В органе безопасности составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку (приложение N 1 к настоящей Инструкции), которые высылаются в образовательные учреждения.

19. Оплата профессиональной переподготовки производится на основании поступивших из образовательных учреждений в органы безопасности документов.

20. Направления на профессиональную переподготовку выдаются военнослужащим на основании вызова из образовательного учреждения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. На период осуществления профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях военнослужащие освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В зависимости от формы обучения указанное освобождение может быть частичным или полным.

Для прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, военнослужащие в установленном порядке командируются в соответствующее образовательное учреждение.

22. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку оформляется приказом по личному составу.

______________________________

* Пункт 4 статьи 19 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (далее - Федеральный закон).

** Пункт 4 статьи 19 Федерального закона.

(для ФСБ)

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.)

Судебная коллегия по делам военнослужащих

По административным делам

п. 39. Право выбора образовательного учреждения при направлении военнослужащего, увольняемого с военной службы, на профессиональную переподготовку предоставляется командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего.

Решением 35 гарнизонного военного суда от 28 октября 2016 г. Л. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконными действия директора ФСБ России и начальника Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району (далее - Пограничное управление), связанные с отказом в направлении его на профессиональную переподготовку по выбранной им программе обучения, возложить на директора ФСБ России обязанность не препятствовать в направлении его на профессиональную переподготовку по указанной программе обучения, а на начальника Пограничного управления - направить его в любое учебное заведение для прохождения переподготовки по выбранной им программе обучения.

Апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 7 марта 2017 г. решение суда отменено в части признания законными действий начальника Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району, связанных с отказом в направлении Л. на профессиональную переподготовку по выбранной программе обучения, и по делу в этой части принято новое решение о возложении на начальника Пограничного управления обязанности по направлению административного истца на профессиональную переподготовку с учетом имеющегося у него высшего профессионального образования. В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе представителя административного ответчика, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к выводу, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Л., имеющий квалификацию "инженер" по специальности "Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ" и проходивший военную службу по контракту в воинской части, дислоцированной в г. Петропавловске-Камчатском, в связи с сокращением воинской должности с 1 декабря 2011 г. зачислен в распоряжение начальника Пограничного управления, а после истечения 20 марта 2014 г. срока контракта представлен к увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, которое не было реализовано в установленные законодательством сроки ввиду необеспеченности административного истца жильем.

После обеспечения жилым помещением Л. 9 февраля 2016 г. обратился по команде с рапортом о направлении его на профессиональную переподготовку в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина", расположенном в г. Москве, по выбранной им программе обучения "Строительный контроль, организация проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объектах нефтегазового комплекса".

От прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в г. Петропавловске-Камчатском и в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, по имеющимся в них программам профессиональной переподготовки Л. отказался, а в образовательных учреждениях, специализирующихся на подготовке специалистов нефтегазовой отрасли и расположенных в городах Москве, Тюмени и Уфе, установлен срок обучения 12 месяцев, 7 месяцев и 1,5 года соответственно.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции в решении указал, что Л. выбрал для реализации своего права образовательное учреждение не по месту прохождения военной службы, а от прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях Камчатского края отказался.

Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий начальника Пограничного управления и принимая по делу в этой части новое решение об удовлетворении заявления, флотский военный суд исходил из того, что административный истец не настаивал на прохождении профессиональной переподготовки в конкретном учебном заведении, связывал ее прохождение с имеющимся у него высшим профессиональным образованием, а предложенные командованием программы обучения в учебных заведениях по месту прохождения военной службы не соответствуют требованиям законодательства.

Однако такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно п. 4 ст. 19 Закона о статусе военнослужащих отдельные категории военнослужащих, к числу которых относится административный истец, в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что право военнослужащего на профессиональную переподготовку реализуется в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а сама переподготовка не может превышать четырех месяцев.

Во исполнение закона приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. № 22 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.

В соответствии с п. 9 названной инструкции профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах.

Из изложенного следует, что право выбора образовательного учреждения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего.

В суде установлено, что по месту прохождения военной службы Л. имел возможность пройти обучение в образовательных учреждениях, расположенных в г. Петропавловске-Камчатском и в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, по имеющимся в них программам профессиональной переподготовки.

Что касается выбранной Л. программы обучения, то возможность переподготовки по ней в образовательных учреждениях, расположенных по месту военной службы и в близлежащих к нему населенных пунктах, отсутствовала, а срок обучения в других образовательных учреждениях, расположенных не по месту военной службы административного истца, составляет более четырех месяцев.

К тому же, как следует из рапорта Л. от 9 февраля 2016 г., желание реализовать свое право на дополнительное образование было обусловлено намерением повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации.

Между тем согласно п. 5 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, что указывает на направленность профессиональной переподготовки на освоение военнослужащими нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации, способствующих их адаптации к новым экономическим и социальным условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

При таких данных права Л. на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, вопреки выводу суда апелляционной инстанции, начальником Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району нарушены не были, в связи с чем решение гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении заявления основано на законе.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 7 марта 2017 г. в части удовлетворенных требований Л. и оставила в силе в указанной части решение 35 гарнизонного военного суда от 28 декабря 2016 г.

Определение № 211-КГ17-27

 

Мы в соцсетях

1

© СЗВ - 2017. Нас на сайте уже 9367