УВОЛЬНЕНИЕ ПРИ ПЕРЕВОДЕ МУЖА (ЖЕНЫ) К НОВОМУ МЕСТУ СЛУЖБЫ
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на увольнение по семейным обстоятельствамв связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность.
При определении указанной причины увольнения с военной службы военнослужащих законодатель исходил из интересов семьи как основы, ячейки общества на основании конституционного положения о защите государством семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации). В этой связи были приняты во внимание нормы СК РФ о том, что осуществление членами семьи своих прав и исполнение своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав (п. п. 1 и 2 ст. 7 СК РФ).
Указанная причина может явиться предпосылкой основания увольнения с военной службы в случае, если в семье муж и жена являются военнослужащими и одного из них переводят для прохождения военной службы в другую местность, для чего необходим переезд семьи из одного населенного пункта в другой на новое место жительства. В данном случае соблюдается равенство прав военнослужащих мужского и женского пола на увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам, так как право на увольнение возникает с изменением места военной службыкак мужа-военнослужащего, так и жены-военнослужащей.
Увольнение с военной службы в данных случаях производится на основании рапорта военнослужащего и документов, подтверждающих указанные обстоятельства (копия предписания о следовании к новому месту службы, выписка из приказа о назначении на воинскую должность в другую местность и т.п.) (п. 9 примечания к Примерным образцам формулировок приказов об увольнении с военной службы офицеров, прапорщиков (мичманов) (указание ГУК и ВО МО РФ от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599).
УВОЛЬНЕНИЕ ПО СЕМЕЙНЫМ обстоятельствам ч.1 ( при необходимости по уходу за родственниками )
Освидетельствование ВВК членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для определения нуждаемости в постоянном постороннем уходе не проводится. С сентября 1996 г. эти функции возложены на органы государственной службы медико-социальной экспертизы. ((( Органы государственной службы медико-социальной экспертизы должны выдавать заключение о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) по месту жительства отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителей.
Помимо нуждаемости в постороннем уходе (помощи, надзоре), необходимыми условиями увольнения с военной службы по указанным семейным обстоятельствам являются отсутствие других лиц,обязанных по закону обеспечивать указанным гражданам содержание и заботиться о них.))))
Основания и порядок увольнения военнослужащих с военной службы установлены ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В случае конкуренции норм ст. 34 и других статей Положения, в том числе определяющих порядок назначения на воинские должности, при решении вопроса об увольнении применяются нормы ст. 34 Положения. —— " 5. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
в) по семейным обстоятельствам ("подпункт "в" пункта 3 статьи 51" Федерального закона): в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(в ред. Указа Президента РФ —-----— 16 января 2008 года N 51
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 34 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N 1237
1. Внести в статью 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" следующие изменения:
а) в подпункте "в" пункта 5:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;"; —— РАНЬШЕ БЫЛО : являющимися инвалидами I или II группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет,
---------------------------------------------------------------------------------------------------------- ТОЛЬКО ИНВАЛИДУ 1 группы :
Отвечает главный внештатный консультант по клинико-экспертной работе департамента здравоохранения Кировской области Крашенинникова Людмила Геннадьевна. Уважаемый посетитель сайта!
Определение нуждаемости гражданина по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе относится к функции бюро медико-социальной экспертизы, определенной п.5 «Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 310н от 11.10.2012. Данное заключение (справка) выдается после освидетельствования лица в бюро медико-социальной экспертизы и признания его инвалидом 1 группы.
В Указе Президента РФ № 774 от 13.05.2008 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» основанием для начисления компенсации неработающему гражданину, осуществляющему уход за престарелым лицом, указана необходимость предоставления лечебным учреждением заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе данным престарелым лицом. Порядок выдачи заключения на федеральном уровне не прописан.
По обычаю делового оборота заключение о нуждаемости престарелого лица в постоянном постороннем уходе выдает врачебная комиссия лечебного учреждения. Заключение выдается по уходу за лицом, не являющимся инвалидом 1 группы, достигшим пенсионного возраста, но не старше 80 лет, при наличии у него выраженных нарушений функций организма, вызывающих ограничение категорий жизнедеятельности 3 степени (способности к самообслуживанию, способности к самостоятельному передвижению), что соответствует критериям определения 1 группы инвалидности.
Заключение выдается на определенный период времени по решению ВК, пока гражданин будет нуждаться в постоянном постороннем уходе.
((((настоящий момент отсутствует утвержденный порядок, регламент или иной акт по выдаче подобных заключений МСЭ. Формально у бюро МСЭ нет оснований выдавать подобные заключения — им не на что опереться, нет установленной процедуры. Есть установленный порядок определения нуждаемости в уходе при установлении инвалидности I группы, однако данный случай — иной. Учитывая отсутствие утвержденного порядка проведения медико-социальной экспертизы по определению нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, данное заключение (справка) выдается только в отношении лица, признанного инвалидом 1 группы, а так же 2 группы с ОСТД 3 ст., установленной бессрочно в период с 2004 по 2010 годы. ))))
--------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1). —— Основные функции бюро медико-социальной экспертизы
Бюро выполняет следующие функции:......... з) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
и) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
к) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
л) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
м) представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
• Справка о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления;
• Документ, удостоверяющий личность отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе.
• Свидетельство о рождении родных брата или сестры.
• Свидетельство о рождении родителей военнослужащего (при нуждаемости в уходе бабушки или дедушки).
• Решение суда (при нуждаемости в уходе усыновителей).
• Свидетельство о браке (при нуждаемости в уходе жены, мужа).
• Справка из органа социальной защиты населения о том, что нуждающееся в постороннем уходе лицо не находится на полном государственном обеспечении.
31. Для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. N 77, —------эксперты МСЭ - не занимаются оформлением Направлений на МСЭ по форме 088/у.
Это - обязанность лечащих врачей.-----Направление на МСЭ по форме 088/у - это документ, имеющий в том числе и юридическое значение.
Вначале - больной должен пройти ВСЕХ необходимых врачей, должны быть заполнены ВСЕ пункты в Направлении на МСЭ по форме 088/у, она должна быть заверена подписями членов ВК и печатью лечебного учреждения - вот только после всего этого - она считается ПОЛНОСТЬЮ оформленной и ее могут выдать на руки больному, проставив в ней дату завершения ее оформления (обычно она совпадает с датой ее выдачи на руки больному).--------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ
:
1.Больного необходимо активно лечить - причем об этом (и это ГЛАВНОЕ) должны быть соотвествующие записи в мед. документах, на основании которых в дальнейшем и будет решаться вопрос о возможности усиления ему группы инвалидности.
2.Крайне желательно положительно решить вопрос с лечением больного в стационаре - где его:
- полноценно пообследуют;
- пролечат (можно будет судить о стойкости патологии);
- выдадут на руки выписку из стационара - с перечнем ДОКУМЕНТАЛЬНО подтвержденных подробных и развернутых диагнозов - на основании которых уже можно будет ОБЪЕКТИВНО (а не со слов родственников) оценивать тяжесть его состояния и рассматривать вопрос о возможности усиления группы инвалидности. Если нет возможности лечения в обычном стационаре, то в самом крайнем случае - можно пролечить его в условиях дневного стационара при поликлинике (если таковой имеется), где также выдадут выписку с указанием выявленных у больного развернутых диагнозов, на основании которых уже можно будет оценивать тяжесть имеющихся у него заболеваний и возможность усиления группы инвалидности.
Но лечение в обычном (не дневном) стационаре ГОРАЗДО предпочтительнее и выписка оттуда имеет ГОРАЗДО бОльший вес и значение для МСЭ, чем выписка из дневного стационара.
Надеюсь, что приведенная информация позволит Вам точнее разобраться в сложившейся у Вас ситуации и окажется полезной в практическом плане.
В соответствии с п.7 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16сентября 1999 г. №1237 (ред. от 20 октября 2015 г.), военнослужащему мужского пола , проходящему военную службупо контракту , по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).
РЕШЕНИЕ (ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2015 г. г. Нальчик
Нальчикский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Черкасова А.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя административного истца ФИО4, представителя административного ответчика ФИО5 и заинтересованного лица ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ефрейтора ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом в предоставлении отпуска по уходу за ребенком и неознакомлением с приказами о переводах по службе,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать неправомерным отказ командира войсковой части № (<адрес>) в предоставлении отпуска до 3-х месяцев по уходу за дочерью, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения матери в связи с болезнью последней, и нуждающейся в постороннем уходе, и обязать командира войсковой части № предоставить указанный отпуск ;
- признать незаконными действия командира войсковой части № (<адрес>), связанные с неознакомлением истца с приказами о переводах по службе с мая 2015г., и обязать командира войсковой части № выдать их копии.
Производство по административному исковому заявлению в части требования ФИО8 признать незаконными действия командира войсковой части № (<адрес>), связанные с неознакомлением истца с приказами о переводах по службе с мая 2015 г., и обязать командира войсковой части № выдать их копии, судом прекращено, о чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено отдельное определение.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО10 остальные требования административного искового заявления подтвердила и просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО11 требования административного истца не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо ФИО12 полагал, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.7 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16сентября 1999 г. №1237 (ред. от 20 октября 2015 г.), военнослужащему мужского пола , проходящему военную службупо контракту , по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился к командиру войсковой части №-л с рапортом о предоставлении дополнительного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 месяца для осуществления ухода за грудным ребенком и больной женой, приложив к рапорту выписной эпикриз № от ДД.ММ.ГГГГ на свою жену ФИО6 и решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. № о ее нуждаемости в постоянном постороннем уходе.
После поступления по команде указанного рапорта командир войсковой части № своим письменным решением от ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № отказал в его удовлетворении, предложив ФИО8 вместо этого уволиться по семейным обстоятельствам.
Из исследованных в судебном заседании документов установлено, что дочь ФИО8 родилась ДД.ММ.ГГГГ, а его жена с 12 по ДД.ММ.ГГГГ и с 15 по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении в связи с преходящим нарушением мозгового кровообращения, после чего решением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в постоянном постороннем уходе.
В связи с изложенным, суд считает установленным, что на момент подачи рапорта о предоставлении отпуска , предусмотренного п.7 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы , основания для использования данного отпуска у ФИО8 имелись, а отказ командира войсковой части № в его предоставлении не основан на законе.
В связи с изложенным, требования ФИО8 признать неправомерным отказ командира войсковой части № (<адрес>) в предоставленииотпуска до 3-х месяцев по уходу за дочерью, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения матери в связи с болезнью последней, нуждающейся в постороннем уходе, и обязать командира войсковой части № предоставить указанный отпуск суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так как административное исковое заявление подлежит удовлетворению, в соответствии с ч.1 ст. и ч.1 ст. судебные расходы по делу следует отнести на счет административного ответчика.
Руководствуясь ст. - и , военный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом впредоставлении отпуска по уходу за ребенком, удовлетворить.
Признать незаконными отказ командира войсковой части № (<адрес>) в предоставлении отпуска до 3-х месяцев по уходу за дочерью, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения матери в связи с болезнью последней, нуждающейся в постороннем уходе.
Обязать командира войсковой части № (<адрес>) повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО8 отпуска , предусмотренного п.7 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы .
Судебные расходы по делу, состоящие из уплаченной административным истцом государственной пошлины в размере 300 рублей отнести на счет административного ответчика.
Р Е Ш Е Н И Е ( ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ )
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2015 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Щербакова И.Н., при секретаре Ленченко А.В., с участием административного истца Сивкова М.Ю., административного ответчика Ерещенко С.Н. и представителя командира войсковой части *** Иващенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части *** <звание> Сивкова М.Ю. об оспаривании действий начальника отделения кадров войсковой части *** и командира войсковой части ***, связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска по уходу за ребенком, и причинением материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Сивков М.Ю. просил признать незаконными действия командира войсковой части *** и начальника отделения кадров войсковой части ***, связанные с отказом в предоставлении дополнительного отпуска по уходу за ребенком. Кроме этого, он просил обязать командира войсковой части *** засчитать предоставленный основной отпуск за <данные изъяты> год в счет названного дополнительного отпуска , обязать начальника отделения кадров войсковой части *** <звание> Ерощенко С.Н. компенсировать причиненный материальный ущерб в размере ** рублей.
В обоснование своих требований Сивков указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к командиру войсковой части *** с рапортом опредоставлении дополнительного отпуска по уходу за ребенком на <данные изъяты> суток в связи с болезнью жены, представивсоответствующую справку о ее болезни. ДД.ММ.ГГГГ начальник отделения кадров войсковой части *** Ерещенко приказал начальнику отделения кадров войсковой части *** в предоставлении дополнительного отпуска ему отказать. В связи с этим для ухода за детьми онперенес основной отпуск , запланированный с ДД.ММ.ГГГГ с выездом в <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ. Он приобрел авиабилеты на детей по большей стоимости, чем мог их купить в сентябре <данные изъяты> года, на что затратил лишние ** рублей.
В судебном заседании Сивков свои требования поддержал, привел аналогичные доводы, а также пояснил, что командир войсковой части *** обязан был по приложенным им к рапорту о предоставлении дополнительного отпуска документам провести разбирательство и установить тяжесть состояния здоровья его супруги, и длительность срока невозможности ее ухаживать за малолетними детьми. Отказ впредоставлении дополнительного отпуска он сразу обжаловать не стал и добровольно написал рапорт от ДД.ММ.ГГГГ напредоставление основного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ. Также истец пояснил, что с <данные изъяты> года проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части ***, к выполнению обязанностей военной службы не привлекается, за исключением утренних построений по средам.
Командир войсковой части *** извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам не заявлял.
Представитель командира войсковой части *** Иващенко В.В. и начальник отделения кадров войсковой части *** Ерещенко С.Н. требования Сивкова не признали, и каждый в отдельности пояснили, что Сивков к рапорту от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлениидополнительного отпуска по уходу за ребенком не представил документы, подтверждающие период пребывания его супруги в больнице, ее невозможности ухаживать за детьми и необходимости реабилитации. Такие сведения отсутствовали и в предоставленномСивковым ДД.ММ.ГГГГ выписном эпикризе. Также Иващенко пояснил, что поскольку истец просил предоставить ему основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ, то это свидетельствовало, учитывая неисполнение им обязанностей военной службы , об отсутствии у него острой необходимости в предоставлении дополнительного отпуска .
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему мужского пола , проходящемувоенную службу по контракту , по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет без матери в случае длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях.
Согласно выписке из приказа командующего войсками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Сивков М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение командира войсковой части *** в связи с проведением ОШМ.
Как следует из рапортов истца от ДД.ММ.ГГГГ, он просил предоставить :
- дополнительный отпуск по уходу за ребенком сроком <данные изъяты> суток, намереваясь проводить его в <данные изъяты>, в связи с проведением операции супруги С., послеоперационным и санаторно-курортным ее лечением, к которому приложил справку;
- основной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ с выездом в <данные изъяты>.
Из приложенной к рапорту справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С. с ДД.ММ.ГГГГ находится на лечении в хирургическом отделении.
На приведенном рапорте Сивкова имеется резолюция ВРИО командира войсковой части *** об отказе в его просьбе в связи с непредставлением документов, подтверждающих длительное нахождение супруги в лечебном заведении и необходимости прохожденияреабилитации.
Согласно выписному эпикризу хирургического отделения <данные изъяты>, С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении. ДД.ММ.ГГГГ ей произведена операция. Выписана в удовлетворительном состоянии, на момент выписки не трудоустроена в течении 1 недели и в течении 1 месяца ей рекомендовано ограничить подъем тяжестей. От получения больничного листа отказалась.
Суд находит обоснованным оспариваемое решение командира войсковой части *** и должностного лица Ерещенко, поскольку по смыслу приведённой нормы Положения о порядке прохождения военной службы дополнительный отпуск предоставляется при невозможности матери в течении длительного периода осуществлять опеку над своими детьми. Вместе с тем, из представленныхДД.ММ.ГГГГ Сивковым командиру войсковой части *** медицинской справки такие обстоятельства не усматриваются, как и изпредоставленного ДД.ММ.ГГГГ выпускного эпикриза.
Более того, факт обращения Сивко за предоставлением дополнительного отпуска только на пятый день нахождения супруги в больнице свидетельствует о наличии у него возможности осуществлять уход за детьми и без освобождения от исполнения обязанностейвоенной службы .
Это также согласуется с пояснением истца о том, что он практически к исполнению этих обязанностей не привлекался, а служебное время проводил по своему усмотрению. Об отсутствии такой необходимости у истца также указывают его последующие действия попредоставлению в кадровые органы выписного эпикриза только ДД.ММ.ГГГГ и взятие им основного отпуска после окончания указанного в эпикризе периода нетрудоспособности супруги.
Учитывая изложенное и принимая во внимание указанные истцом в рапортах от ДД.ММ.ГГГГ периоды предоставления отпусков и места их проведения суд считает, что эти обстоятельства свидетельствуют о наличии у Сивкова цели добиться длительного периода пребывания в <данные изъяты>, и указывают на отсутствие у него необходимости быть освобожденным от исполнения обязанностей военной службыпо мету жительства.
При таких данных отказ должностных лиц предоставить Сивкову дополнительный отпуск является обоснованным и законным, а требования истца, в том числе о возмещении убытков, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.- Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сивкова М.Ю. об оспаривании действий начальника отделения кадров войсковой части *** и командира войсковой части ***, связанных с отказом в предоставлении дополнительного отпуска по уходу за ребенком, и причинением материального ущерба, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Дальневосточного окружного военного суда через Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд.
Председательствующий: И.Н. Щербаков
Решение вынесено в окончательной форме 3 ноября 2015 года.
Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 187-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статей 10 и 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2009 г. N 187-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ
ГРАЖДАНИНА МАРКИНА КОНСТАНТИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ
13 И 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ
ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ", СТАТЕЙ 10 И 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ", СТАТЬИ 32 ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПУНКТОВ 35 И 44
ПОЛОЖЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина К.А. Маркина,
установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин К.А. Маркин просит признать противоречащими и ), и Конституции Российской Федерации следующие нормативные положения:
абзацы третий и седьмой части первой статьи 13, абзацы второй и третий части первой статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
пункт 9 статьи 10 и пункт 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
и Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237;
и , и Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865.
Как следует из представленных материалов, К.А. Маркину, проходящему военную службу по контракту в войсковой части 41480 в должности начальника смены отдела, было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, при этом ему на основании Положения о порядке прохождения военной службы был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью три месяца. Впоследствии соответствующий приказ был отменен в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на его получение. Пушкинский гарнизонный военный суд решением от 9 марта 2006 года обязал командира войсковой части 41480 предоставить К.А. Маркину 39 суток неиспользованного дополнительного отпуска, однако это решение было изменено определением Ленинградского окружного военного суда от 17 апреля 2006 года и К.А. Маркину в удовлетворении его требования отказано.
Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 14 марта 2006 года, оставленным без изменения определением Ленинградского окружного военного суда от 27 апреля 2006 года, К.А. Маркину было отказано в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. При этом суд сослался на пункт 13 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола. В истребовании дела по надзорной жалобе К.А. Маркина также отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения являются дискриминационными и препятствуют осуществлению военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, права на воспитание своих детей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. По смыслу и Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее , и , ), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус военнослужащих, вправе в рамках своей дискреции устанавливать для них как ограничения в части реализации гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования военной службы, а также специфическим характером деятельности лиц, проходящих военную службу. Это право федерального законодателя нашло свое непосредственное закрепление в пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами; на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Из пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, во взаимосвязи со Конституции Российской Федерации вытекает, что, поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства. Соответственно, военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 6 июня 1995 года N 7-П и развитой в определениях от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-О, от 22 октября 2008 года N 538-О-О и др. применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, граждане, добровольно избирая такой род занятий, соглашаются с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый ими правовой статус. Исходя из этого установление федеральным законодателем тех или иных ограничений прав и свобод в отношении указанных граждан само по себе не противоречит , и и ) Конституции Российской Федерации и согласуется с МОТ N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года, закрепляющей, что не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой .
2.2. В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского пола в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено Положения о порядке прохождения военной службы. При этом на время отпуска по уходу за ребенком тем же пунктом предусмотрено сохранение за военнослужащим женского пола места военной службы и воинской должности.
Военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту, имеет право на однократное предоставление по его просьбе дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и других случаях отсутствия материнского попечения о детях) ( Положения о порядке прохождения военной службы). Цель данного отпуска - предоставление военнослужащему-мужчине возможности в течение разумного срока решить вопрос об организации ухода за ребенком и, в зависимости от результатов, о дальнейшем прохождении военной службы. В том случае, когда военнослужащий принимает решение лично осуществлять уход за ребенком, он имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам ( Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Право военнослужащего-мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (, Конституции Российской Федерации) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества.
Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного Конституции Российской Федерации права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы.
Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия женщин в осуществлении военной службы, а во-вторых, из особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением Конституции Российской Федерации. Поэтому такое решение законодателя не может расцениваться и как нарушение закрепленных и ) Конституции Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин.
Таким образом, пункт 13 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающий предоставление отпуска по уходу за ребенком только военнослужащим женского пола, а также аналогичные нормативные положения, содержащиеся в Положения о порядке прохождения военной службы, конституционные права заявителя не нарушают, как не нарушает их и Положения о порядке прохождения военной службы, который предусматривает возможность однократного предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим службу по контракту, дополнительного отпуска сроком до трех месяцев в связи с исключительными обстоятельствами.
2.3. Не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя и положение пункта 9 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
Данное законоположение является по своему характеру отсылочной нормой, применяется только в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов и само по себе не направлено на ограничение прав и свобод военнослужащих.
2.4. Поскольку отцы малолетних детей, проходящие военную службу по контракту, не имеют права на получение отпуска по уходу за ребенком, они не относятся и к числу лиц, которым выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Соответственно, оспариваемые К.А. Маркиным положения Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, определяющие круг лиц, которые имеют право на получение названного ежемесячного пособия, и не относящие к ним отцов малолетних детей, проходящих военную службу по контракту, а также устанавливающие порядок исчисления размера данного пособия, не могут рассматриваться как затрагивающие его конституционные права.
2.5. Таким образом, в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалобы К.А. Маркина не могут быть признаны отвечающими критерию допустимости.
Проверка же законности и обоснованности принятых по его делу судебных и иных правоприменительных решений не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Статья 32. Порядок предоставления отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком
7. Военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).
1. Военнослужащим женского пола , а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. В случае когда один из работающих родителей (опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет таким родителям (опекунам, попечителям) четыре дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению.
3. Военнослужащим женского пола предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности - 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется военнослужащему женского пола полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
4. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком - отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.
Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года.
Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц.
5. Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.
6. Военнослужащему женского пола, усыновившему ребенка (детей), предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рождения ребенка (детей), а также по желанию военнослужащего женского пола - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
7. Военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).
9. ЕСПЧ ДЕЛО МАРКИНА
ДЕЛО МАРКИНА: ПРОВЕРКА РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Решения Конституционного суда как гаранта основного закона зачастую оказываются в центре внимания юристов, политиков и СМИ. Так, совсем недавно нашумевшее «дело Константина Маркина» вызвало огромный общественный и политический резонанс.
Высказывались уже по этому поводу и председатель КС Валерий Зорькин, и его заместитель Сергей Маврин, да что тут говорить, российский президент также не обделил вниманием историю Маркина.
Вкратце ситуация была следующая: капитан российской армии после развода с женой попытался уйти в отпуск по уходу за новорожденным ребенком, однако как командование части, так и военные суды отказали ему в этом праве, ведь закон четко предписывает, что такой отпуск полагается только женщинам-военнослужащим.
Константин Маркин, посчитав свои права нарушенными, обратился в Конституционный суд с просьбой признать противоречащими Конституции положения ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ФЗ «О статусе военнослужащих», не относящие отцов малолетних детей, проходящих военную службу по контракту, к кругу лиц, имеющих право на получение пособия; а также пункты Положения о порядке прохождения военной службы и Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, не предусматривающие предоставление отпуска военнослужащему-мужчине по уходу за малолетним ребенком.
Получается, что военнослужащим мужского пола попросту невозможно совместить исполнение служебных обязанностей и уход за малолетними детьми. Казалось бы, дискриминация налицо, а вместе с тем и нарушение основных конституционных принципов — права на заботу о детях и их воспитание, равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин.
Конституционный суд же посчитал иначе, обосновав свою позицию тем, что, поступая на военную службу, гражданин добровольно приступает к осуществлению деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений прав и свобод. Соответственно, отсутствие у отцов-военнослужащих права на предоставление им отпуска по уходу за ребенком и на выплату пособия обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих. Наличие же такого права у военнослужащих женского пола связано с ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, а также социальной ролью женщины в обществе, что, по мнению КС, не может расцениваться как дискриминация [1].
Таким образом, Конституционный суд в определении № 187-О-О от 15 января 2009 года пояснил, что оспариваемые Маркиным нормативные положения Конституцию вовсе не нарушают. Однако такое решение отца-военнослужащего не удовлетворило, и он подал жалобу в Европейский суд по правам человека, что в итоге привело к столкновению мнений двух судов, ратующих за защиту прав и свобод.
В своем постановлении «Константин Маркин против России» от 7 октября 2010 года [2] ЕСПЧ ожидаемо не согласился с доводами Конституционного суда и заключил, что мотивы, приведенные КС, являются недостаточными для наложения более строгих ограничений на военнослужащих-мужчин, чем на военнослужащих-женщин. В итоге ЕСПЧ в деле Маркина увидел нарушение Российской Федерацией ст. 8 («право на частную жизнь») и ст. 14 («запрет дискриминации») Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Позже, 22 марта 2012 года, Большая палата Страсбургского суда оставила решение без изменения, отклонив возражения России и присудив Маркину дополнительную компенсацию за моральный ущерб [3].
В силу того, что постановления Европейского суда по правам человека являются основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам по российскому процессуальному законодательству, Маркин незамедлительно подал ходатайство о пересмотре своего дела в соответствующий российский суд. Тут-то и возникла патовая ситуация: суды не решились самостоятельно определить, чьей позиции — КС или ЕПСЧ — следовать, и обратились за разъяснениями опять же в Конституционный суд РФ (кстати, необходимо отметить, что отныне судам прямо предписано обращаться в Конституционный суд за окончательным решением в случаях, когда постановление ЕСПЧ невозможно исполнить в рамках действующего российского законодательства [4]).
Вообще, исходя из общей логики, в вопросе о соотношении российской Конституции и Европейской конвенции не должно быть серьезной теоретической проблемы, так же как и между решениями КС и ЕСПЧ не должно возникать явных противоречий, поскольку как в Конституции, так и в Конвенции, по сути, закреплен «совпадающий каталог основных прав и свобод» [5]. Но в итоге появилась следующая правовая коллизия. С одной стороны, Европейская конвенция является частью международно-правовой системы, то есть в силу принципа приоритета международного права над национальным правом, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, обладает приматом над внутренним правом государства. С другой же стороны, Европейская конвенция о правах человека вошла в российскую правовую систему, то есть действует правило о высшей юридической силе Конституции РФ.
Последнее, в принципе, в полной мере соответствует традиционной модели взаимодействия национальных правовых систем с системой международного права: сложно найти пример развитой страны, где прямо бы признавался приоритет международного договора над положениями национальной конституции. Но как же быть с соотношением международного и национального права в области защиты прав человека и функциями Европейского суда по осуществлению такой защиты, в том числе контроля над соблюдением прав и свобод в рамках национальных правовых систем?
Очевидно, что время от времени будут возникать противоречия между трактовкой Конвенции ЕСПЧ и интерпретациями норм национальных конституций внутренними органами конституционного контроля.
Так можно ли говорить о национальном суверенитете и о гарантии соблюдения основного закона страны, когда мнения национальных органов и наднационального регулятора расходятся относительно возможного нарушения фундаментальных прав и свобод?
Конституционный суд ответил на такой вопрос положительно в своем постановлении № 27-П от 6 декабря 2013 года, ставшем на данный момент финальной точкой в «деле Маркина». Интересно то, что сразу после рассмотрения дела Маркина в Страсбурге, но еще до решающего постановления КС, Сергей Маврин уточнил, что российским органом конституционного контроля рассматривалась не конституционность самой нормы об отказе военнослужащему-мужчине в предоставлении отпуска по уходу за ребенком, а лишь конкретная «весьма оригинальная» ситуация Маркина, «характеризующаяся тем, что в действительности он получил не только отпуск по уходу за ребенком до трех лет, но и денежное вспомоществование, превосходящее в 9 с лишним раз размер того пособия, которое причиталось бы к выплате в той же ситуации женщине-военнослужащей» [6]. Получается, что Константин Маркин оказался в привилегированном материальном положении, получив дополнительные льготы, причем привилегии эти появились отнюдь не за счет компенсации, причитающейся в соответствии с постановлением Европейского суда от 7 октября 2010 года, размер которой составил всего лишь двести евро, а за счет материальной помощи, ежемесячных пособий и других денежных довольствий, которые были выплачены Маркину в период рассмотрения его дела, несмотря на то, что отцы не имели права на такие выплаты.
Таким образом, в силу именно фактических обстоятельств дела, а не абстрактного нормоконтроля, нарушения конституционных прав Маркина как заявителя по делу вроде бы как и не было.
Но как же все-таки должен решаться вопрос об исполнимости решения Европейского суда по правам человека в части имплементации российскими органами соответствующих мер на территории РФ для обеспечения права заявителя в ситуации, когда ЕСПЧ усмотрел нарушение этого права в контексте Европейской конвенции?
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация «признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации». Исходя из положений этой статьи, Российская Федерация обязана исполнять решения ЕСПЧ, но в то же время не нарушать Конституцию, то есть при внесении необходимых изменений в законодательство РФ во исполнение постановлений ЕСПЧ, необходимо отвечать на вопрос, возможно ли вообще такое исполнение без противоречия Конституции.
В конкретной ситуации Маркина, по словам Сергея Маврина, «приходится прийти к единственно возможному в данном случае выводу о том, что, учитывая свою ответственность перед настоящим и будущими поколениями россиян, отечественный законодатель не в состоянии, не нарушая Конституцию своей страны, имплементировать в ее правовую систему меры, вытекающие из решения ЕСПЧ по делу Маркина» [7], то есть решение ЕСПЧ неисполнимо с точки зрения обеспечения благополучия Российской Федерации, к чему в итоге и пришел Конституционный суд в постановлении от 6 декабря 2013 года № 27-П.
КС, отвечая на запрос президиума Ленинградского окружного военного суда, указал, что пересмотр по новым обстоятельствам является одной из форм исполнения постановления ЕСПЧ, хотя исполнение таких постановлений может быть невозможно без признания норм российского законодательства неконституционными [8]. Поэтому КС подчеркнул, что решение вопроса о конституционности нормы находится в исключительной компетенции российского органа конституционного контроля, а в случае признания Европейским судом национальных норм нарушающими положения Европейской конвенции вновь встает вопрос об их конституционности, что, соответственно, должно окончательно разрешаться Конституционным судом.
Получается, что, исходя из конституционных требований, российскому законодателю надлежит, в первую очередь, руководствоваться Конституцией и основанными на ней решениями Конституционного суда. Следовательно, именно решение Конституционного суда обладает высшей силой в соотношении с решением ЕСПЧ, что, по сути, в очередной раз доказывает, что Российская Федерация способна отказаться от «советского» постулата примата международного права и настаивать на незыблемости и защите именно положений Конституции.
Таким образом, мы все же приходим к выводу, что если не вдаваться в конкретную ситуацию Константина Маркина и не спорить, нарушает ли на самом деле российский закон принцип недискриминации и равенства прав и свобод человека, а лишь говорить непосредственно о соотношении силы решений международного суда и национального органа конституционного контроля, то в силу того, что Европейская конвенция о правах человека стала частью российской правовой системы, решения ЕСПЧ могут не исполняться в части имплементации особых мер и соответствующего изменения российского законодательства во благо незыблемости Конституции, если они противоречат решениям Конституционного суда.
Вместе с тем, КС может разрабатывать возможные способы реализации постановлений Европейского суда по правам человека. Конституционный суд не исключил возможность корректировки своих правовых позиций под влиянием решений ЕСПЧ путем повторного обращения в КС [9].
Получается, что подход Конституционного суда, обозначенный в постановлении от 6 декабря 2013 года № 27-П не является радикальным, а направлен на урегулирование конфронтационных решений ЕСПЧ и КС. Этот подход во многом перекликается с опытом зарубежных конституционных судов, который был описан и представлен в КС Институтом права и публичной политики в виде «меморандума друга суда». Так, Институт обращал внимание судей КС на то, что национальные суды зачастую пересматривают свои правовые позиции вследствие решений ЕСПЧ [10].
Например, в Германии в делеGörgülü, касавшемся прав отца на воспитание ребенка, Конституционный суд, с одной стороны, подчеркнул суверенитет Германии и формальный приоритет Основного закона над Конвенцией, а с другой стороны, указал, что практику ЕСПЧ необходимо учитывать при интерпретации норм национального права, включая и положения Основного закона.
Верховный же Суд Великобритании регулярно пересматривает собственные правовые позиции под воздействием решений ЕСПЧ. Примерами являются дела Manchester City Council v. Pinnock от 3 ноября 2010 года и Secretary of State for the Home Department v. AF от 10 июня 2009 года.
Лишь в редких случаях Верховный суд признает отказ следовать решению ЕСПЧ, однако, в отличие от ФКС Германии, он «оправдывает неприменение правовой позиции ЕСПЧ не целями защиты национального суверенитета, а необходимостью вступить в диалог с ЕСПЧ, что в конечном счете должно способствовать развитию права Конвенции». Примером такого диалога является история реформирования британских военных трибуналов и дело Morris v. the United Kingdom от 26 февраля 2002 года [11].
В Италии Конституционный суд обязывает нижестоящие суды толковать национальные законы в соответствии с правовыми позициями ЕСПЧ. В том случае, если суд приходит к выводу о несовместимости положений закона с Конвенцией, он обязан обратиться с запросом о проверке конституционности закона в Конституционный суд, который обладает исключительной компетенцией по таким вопросам.
Так, в решении 348/2007 Конституционный суд отметил, что в системе итальянского права положения Конвенции находятся между обычным законодательством и нормами Конституции. Соответственно, если Конституционный суд Италии придет к выводу, что правовые позиции ЕСПЧ нарушают конституционно защищаемые интересы, он должен отдать предпочтение Конституции. Однако, по мнению итальянского Конституционного суда, несогласие с правовой позицией ЕСПЧ является «чрезвычайной» ситуацией. В действительности же практика Конституционного суда Италии свидетельствует о его стремлении всячески избегать противоречий решениям Европейского суда по правам человека [12].
Таким образом, взаимодействие решений национальных органов конституционного контроля и позиций ЕСПЧ далеко не всегда происходит бесконфликтно, но все же практика свидетельствует о том, что, несмотря на возможное неисполнение решений Страсбургского суда для защиты Конституции, национальные суды готовы сотрудничать с ЕСПЧ и даже пересматривать свои правовые позиции. Представляется, что российский Конституционный суд избрал в своем постановлении по «делу Маркина» именно такой, компромиссный, путь решения возможных конфликтных ситуаций в дальнейшем.
В заключении следует отметить, что вопрос о том, будут ли подобные коллизии частым явлением в дальнейшем, остается открытым, ведь сколько судов, столько и мнений, особенно, если суды эти не принадлежат одной национальной системе. Остается лишь надеяться, что из таких ситуаций Российская Федерация и, в частности, Конституционный суд, будет выходить достойно, не только оставляя последнее слово за собой, но и пытаясь в то же время урегулировать конфликт, дабы исключить негативную реакцию и ожесточенные дискуссии, подобные возникшим в связи с «делом Константина Маркина».
___________________________________________
[1] Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2009 года №187-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.32 Положения о порядке прохождения военной службы и пп. 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»; Постановление Большой палаты Европейского суда по правам человека от 22 марта 2012 года по делу «Константин Маркин против Российской Федерации».
[2]
[3]
[4] Постановление Конституционного суда от 6 декабря 2013 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда».
[5]
[6]
[7]
[8] Постановление Конституционного суда от 6 декабря 2013 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда».
[9] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 года № 27-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 11 и пунктов 3 и 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом президиума Ленинградского окружного военного суда».
[10]
[11]
ПОДЫТОЖИМ.
ВОТ КАК ВЫГЛЯДИТ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ УВОЛЬНЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ (ЧЕРЕЗ ОТПУСК ПО П. 7 СТ. 32 ПОЛОЖЕНИЯ...!!!):
1. ЗАКЛЮЧИТЬ НОТАРИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ДЕТЯХ...;
2. РАСТОРГНУТЬ БРАК;
3) ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ ПО ДРУГОМУ АДРЕСУ (НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО В ДРУГОМ НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ, ТАК КАК ТУТ ЭТО НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, НЕ НАДО ПУТАТЬ С ОСНОВАНИЕМ УВОЛЬНЕНИЯ - АБЗАЦ 3 ПОДПУНКТА «В» ПУНКТА 3 СТ. 51 ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»).
ПОСЛЕ ЧЕГО ПОДАТЬ РАПОРТ НА ОТПУСК ПО П. 7 СТ. 32 ПОЛОЖЕНИЯ... С ПРИЛОЖЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ (УКАЗАН ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ!):
1) КОПИЯ НОТАРИАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ;
2) КОПИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА;
3) КОПИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА;
4) КОПИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РЕГИСТРАЦИИ РЕБЁНКА (ПО АДРЕСУ ВАШЕЙ ПОСТОЯННОЙ РЕГИСТРАЦИИ!);
5) КОПИЯ ВЫПИСКИ ИЗ ДОМОВОЙ КНИГИ (ВЫ И РЕБЁНОК!);
6) КОПИЯ СПРАВКИ ИЗ МФЦ О СОСТАВЕ СЕМЬИ (ВЫ И РЕБЁНОК!);
7) ПИСЬМЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ БЫВШЕЙ СУПРУГИ О ТОМ ЧТО С МОМЕНТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОНА НЕ УЧАСТВУЕТ В ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ И МАТЕРИНСКОМ ПОПЕЧЕНИИ (ОТОБРАННОЕ НАНЯТЫМ ВАМИ АДВОКАТОМ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 2 ПУНКТА 3 СТ. 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 63-ФЗ «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»!);
8) РЕЗУЛЬТАТЫ МРТ ПОЗВОНОЧНИКА БЫВШЕЙ СУПРУГИ И ВРАЧЕБНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (КАК ПРАВИЛО, К 40 ГОДАМ У ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА ПОЗВОНОЧНИК ИМЕЕТ ГРЫЖИ, ПРОТРУЗИИ, ЗАЩЕМЛЕНИЯ И Т.П., КОТОРЫЕ МОГУТ НЕ ДАТЬ МАТЕРИ РЕБЁНКА ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МАТЕРИНСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ!);
9) СОГЛАШЕНИЕ С АДВОКАТОМ ОБ ОКАЗАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ (СТ. 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 63-ФЗ);
10) СПРАВКА ИЗ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ВЫ ОДИН ВОСПИТЫВАЕТЕ РЕБЁНКА И ОСУЩЕСТВЛЯЕТЕ УХОД ЗА НИМ (ИМЕЙТЕ ВВИДУ ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОПЕКИ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРИДУТ И СДЕЛАЮТ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НА ПРЕДМЕТ ЕГО ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, О ЧЁМ СОСТАВЯТ АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ!).
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ СПРАВКИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ТАК КАК У ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА СКОРЕЕ ВСЕГО НЕТ ТАКОЙ ФОРМЫ СПРАВКИ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА (А ЕСТЬ ТОЛЬКО ФОРМА 25 ДЛЯ МАТЕРИ-ОДИНОЧКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВО НА ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ) ЖЕЛАТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВИТЬ ДАННУЮ СПРАВКУ КАК ОБРАЗЕЦ. И ТАК КАК ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МНОЙ ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ НЕ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ НИКАКИХ ЛЬГОТ, ТО ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА СКОРЕЕ ВСЕГО БЕЗ ПРОБЛЕМ ВЫДАСТ ТАКУЮ СПРАВКУ.
|