СЗВ

 

 

Порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы,
признанным нуждающимися в жилых помещениях, и членам их семей
Военная субсидия – это программа помощи военнослужащим для разрешения жилищного вопроса.
 

Основные права, гарантии и преимущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части обеспечения жилыми помещениями определены в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Анализ правовых норм позволяет объединить все существующие формы реализации жилищных прав военнослужащих по контракту в три группы, каждая из которых предусматривает различные способы их реализации, путем предоставления:

1) жилых помещений в натуральном виде (размещение в казармах, предоставление жилых помещений в общежитиях, служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, предоставление для проживания арендуемых воинскими частями жилых помещений, предоставление жилых помещений по договору социального найма и в собственность бесплатно);

2) специальных прав и преимуществ (по желанию военнослужащего право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов);

3) денежных выплат (жилищная субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, обеспечение государственными жилищными сертификатами для приобретения жилых помещений, участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих).

Форма жилищного обеспечения военнослужащих – субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) законодательно выделена с 1 января 2014 года и предоставляется:

  • военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях;
  • военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
  • гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченным на дату увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями и находящимся на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы;
  • членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более – вне зависимости от основания увольнений, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Рассмотрим данный порядок в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510).

Военнослужащий, признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении и изъявивший желание получить жилищную субсидию, представляет в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее –Регионжилье) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное им и всеми членами его семей.

Регионжилье не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащего на жилые помещения на всей территории Российской Федерации принимает решение о предоставлении ему жилищной субсидии (далее – решение). Затем Регионжилье в течение трех рабочих дней упомянутое решение с необходимыми документами направляет в соответствующее управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в субъекте Российской Федерации (далее – финансовый орган), а его копию – военнослужащему.

Жилищная субсидия предоставляется военнослужащему путем ее перечисления на указанный в заявлении банковский счет. Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего уведомляет об этом Регионжилье, которым принимается решение о снятии этого военнослужащего с соответствующего учета.

Предоставленная жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Размер жилищной субсидии устанавливается в соответствии с Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 (далее – Правила), по формуле:

P = H × С × Кс  

где: Н – норматив общей площади положенного военнослужащему жилого помещения; С – норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Кс – поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы.

Посмотрим расчет формулы:

Н-  Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующих размерах: 33 кв. м – на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. м – на семью из двух человек; 18 кв. м – на каждого члена семьи из трех и более человек.

Уменьшается указанный норматив на общую площадь жилых помещений: принадлежащих военнослужащему или членам его семьи на праве собственности; занимаемых военнослужащим или членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; если в результате совершенных военнослужащим или членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении них произведено отчуждение. Норматив увеличивается на 15 кв. м при наличии у военнослужащего права на дополнительную жилую площадь. К таким военнослужащим относятся: имеющие воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командиры воинской части, военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащие – научные работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них. Таким образом, военнослужащим, которым гарантировано право на дополнительную общую площадь при предоставлении жилья в натуральном виде в пределах от 15 до 25 кв. м, Правилами установлен фиксированный размер дополнительной площади для расчета размера жилищной субсидии – 15 кв. м. Рассмотрим порядок расчета на следующем примере. Военнослужащему, имеющему воинское звание полковника, выслугу 20 лет, с составом семьи четыре человека, положено жилье общей площадью 72 кв. м и дополнительно от 15 до 25 кв. м (т.е. минимальная общая площадь квартиры составит 87 кв. м, максимальная – 97 кв. м). Размер жилищной субсидии рассчитывается исключительно из минимального размера 87 кв. м и с применением поправочного коэффициента 2,375 составит 7 688 103 рублей.

С-   Расчет размера жилищной субсидии осуществляется без учета проживания в конкретном регионе, за основу берется норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, который на первое полугодие 2017 года утвержден в размере 37 208 руб. (пункт 1 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2016 года № 1003/пр).

Кс-   Поправочный коэффициент устанавливается в интервале от 1,85 до 2,75 в зависимости от выслуги лет военнослужащего в календарном исчислении: от 10 до 16 лет военной службы – 1,85; от 16 до 20 лет военной службы – 2,25; от 20 до 21 года военной службы – 2,375; с 21 года поправочный коэффициент увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года – до 2,75 включительно. После возникновения права на получение жилищной субсидии военнослужащий может продолжать военную службу и не использовать положенные денежные средства, поскольку чем больше выслуга лет к моменту увольнения, тем выше сумма жилищной субсидии для реализации жилищных прав. В случае несогласия военнослужащего с расчетом размера жилищной субсидии он вправе обратиться с исковым заявлением в суд. (например, полковник С., подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья, имеющий выслугу более 13 лет, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным произведенный ему расчет жилищной субсидии с использованием поправочного коэффициента 1,85 вместо 2,375, поскольку он проходит военную службу по контракту в распоряжении командира воинской части, состоит на жилищном учете и подал рапорт на увольнение с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе. Представитель жилищного органа свое решение о расчете жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 1,85 мотивировал тем, что полковник С. подпадает под действие пункта 7 Правил, так как имеет выслугу лет от 10 до 16 лет. Суд признал незаконным применение жилищным органом меньшего поправочного коэффициента 1,85 при расчете С. жилищной субсидии, обязал жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о размере положенной заявителю жилищной субсидии).

смотрите тему Поправочный коэффициент ЖС


Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" ()

ПРИКАЗ ФСБ 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ - ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ОРГАНАХ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

2. Подразделениям ФСБ России и органам федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) ежегодно к 20 марта направлять в УКС 7 Службы ФСБ России предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ


Председателю жилищной комиссии

ПУ ФСБ России по Сахалинской области

полковнику Рюмкину А.Г.

 

Рапорт

 

В соответствии с абз. 3,12 пункта 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587, прошу на заседании жилищной комиссии положительно рассмотреть вопрос о постановке меня на учёт, как военнослужащего, подлежащего обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

В соответствии с решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по Сахалинской области (протокол № 12 от 29 ноября 2018 г.) я признан нуждающимся в жилом помещении.

 

Оперативный дежурный группы дежурной службы

Отдела береговой охраны Службы в городе Невельске

майор___________________

___ _____________ 2018 года.


ЗАЯВЛЕНИЕ № 1

 

В Департамент жилищного обеспечения Минобороны России

либо специализированную организацию

(структурное подразделение специализированной организации)

 

От полковника Иванова Ивана Ивановича

проживающего (зарегистрированного) по адресу:

143909, г.Иваново, ул. Зимняя, д.15, кв.15

телефон:                 (905) 555-55-55        

e-mail                     

 

З А Я В Л Е Н И Е

о предоставлении жилищной субсидии

(изменении способа реализации права на обеспечение жильем)

 

 

         В связи с изменением способа реализации права на жилищное обеспечение в соответствии с Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» прошу вместо предоставления жилого помещения в натуре (в собственность/ по договору социального найма) предоставить мне субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилищную субсидию).

Приложение:Заявление о перечислении жилищной субсидии.

               

 

                                   Подпись заявителя                                      И.И. Иванов

                       

            Подписи совершеннолетних членов семьи:

 

                                                                                                          М.И. Иванова

                                                                      

 

                                                                                                          Д.И. Иванова

 

 

За несовершеннолетних Иванова С.И. и Иванова П. И __________________ М.И. Иванова


ЗАЯВЛЕНИЕ № 2

 

В Департамент жилищного обеспечения Минобороны России либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации)

 

От полковника Иванова Ивана Ивановича

проживающего (зарегистрированного) по адресу:

143909, г.Иваново, ул. Зимняя, д.15, кв.15

телефон:                 (905) 555-55-55        

e-mail                     

 

 

З А Я В Л Е Н И Е

о перечислении жилищной субсидии

 

 

         Прошу перечислить мне,    полковнику Иванову Ивану Ивановичу, 18.10.1963 г.р.             ,

( воинское звание, Ф. И. О., дата рождения)

субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемую в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и  Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510 (далее – жилищная субсидия).

 

Паспорт: 00 00 № 777777, выдан отделом УФМС России по Астраханской области в

(серия, номер, когда и кем выдан)

                        Ворошиловском районе 00 августа 0000 года                

 

Удостоверение личности: АА № 0000000, выдано командиром в/ч 00000 00 октября 0000 года

(серия, номер, когда и кем выдано)

Личный номер: Т-000000

 

 

Состав семьи:

            жена:              Иванова Мария Ивановна, 29.08.0000 г.р.           ;

              сын:              Иванов Степан Иванович, 28.09.0000 г.р.                       ;

              сын:              Иванов Потап Иванович, 12.01.0000 г.р.             ;

 

 

иные члены семьи: мать, Иванова Дарья Ивановна, 15.04.1946 г.р.

 

 

            Реквизиты банковского счета:  ПАО Сберегательный банк РФ ОАО «Северо-Западный банк СБ РФ Новгородское ОСБ №00000, номер банковского счета 000000000000000, кор. счет: 00000000000000000, БИК: 0000000, номер филиала: 0000/0000 Боровичевское ОСБ №000, ИНН владельца банковского счета: 0000000000000, ИНН банка: 000000000, номер лицевого счета: 000000000000000000.

 

            Я и члены моей семьи осведомлены о том, что:

  1. Согласно абзацу третьему пункта 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставленная жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых я и члены моей семьи утратят основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
  2. Перечисление средств жилищной субсидии на банковский счет является выполнением государства перед военнослужащим обязательств по обеспечению его и членов его семьи жильем.
  3. Я и члены моей семьи подлежим снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях в течение 3-х дней после перечисления суммы жилищной субсидии на открытый мной банковский счет.

 

 

 

 

                                   Подпись заявителя                                      И.И. Иванов

                       

            Подписи совершеннолетних членов семьи:

 

                                                                                                           М.И. Иванова

                                                                      

 

                                                                                                           Д.И. Иванова

 

 

За несовершеннолетних Иванова С.И. и Иванова П. И __________________ М.И. Иванова

 

 

 

К заявлению прилагаются следующие документы:

            - договор банковского счета от «____» ___________ 20___г. №______________


ВНИМАНИЕ!:

  • Высылается только оригинал Договора  банковского счета .
  • Договор заключается только с  отделениями ОАО «Сбербанк России».
  • Реквизиты представляются на бланке банка.

Скачать образец заявления 1
Скачать образец заявления 2

 


Председателю жилищной комиссии

ПУ ФСБ России по Сахалинской области

полковнику Рюмкину А.Г.

От майора Бондаренко Виталия Алексеевича

проживающего (зарегистрированного) по адресу:

694740, г. Невельск, ул. Советская, д.46/А кв.17

телефон: 8 9241855333 e-mail: vitaliy.21.76@mail.ru

 

З А Я В Л Е Н И Е

о предоставлении жилищной субсидии

(изменении способа реализации права на обеспечение жильем)

 

В связи с изменением способа реализации права на жилищное обеспечение в соответствии с абз. 3, 12 пункта 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587, прошу вместо предоставления жилого помещения в натуре (в собственность/по договору социального найма) предоставить мне субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилищную субсидию).

Приложение: Заявление о перечислении жилищной субсидии.

 

 

 

Оперативный дежурный группы дежурной службы

отдела береговой охраны Службы в городе Невельске

ПУ ФСБ России по Сахалинской области

майор В.А. Бондаренко

 

___ _____________ 2018 года.


Председателю жилищной комиссии

ПУ ФСБ России по Сахалинской области

полковнику Рюмкину А.Г.

От майора Бондаренко Виталия Алексеевича

проживающего (зарегистрированного) по адресу:

694740, г. Невельск, ул. Советская, д.46/А кв.17

телефон: 8 9241855333 e-mail: vitaliy.21.76@mail.ru

 

 

 

 

 

З А Я В Л Е Н И Е

о перечислении жилищной субсидии

 

 

Прошу перечислить мне, майору Бондаренко Виталию Алексеевичу, 21.12.1976 г., субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемую в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587 (далее – жилищная субсидия).

 

Паспорт: 64 05 № 571061, выдан ОВД города Курильска Сахалинской области 03 августа 2005 года.

 

Удостоверение личности: АА № 0938188, выдано командиром в/ч 1454 28 февраля 2007 года. Личный номер: Е – 204765.

 

Состав семьи: Холост.


Гарантии государства:

 

1) В соответствии с п.1 ст. 40 и п.1 ст.45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище . Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 

2) Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «…военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации…». 

3) В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. 

 

Чем руководствуемся

Приказом Министра обороны РФ от 23 декабря 2010 года № 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ; согласно п.2 Положения Департамент предназначен для обеспечения реализации права на жилище военнослужащими и членами их семей. 

В соответствии с п. 1 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2011 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения является уполномоченным органом Министерства обороны по вопросам реализации в Вооруженных Силах требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих. 

В силу п.п.4, 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года № 510 (далее – Порядок), решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции уполномоченного органа.

Основным из условий обеспечения жильем является признание лица ( именно во время прохождения службы) нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Жилищные правоотношения в РФ регулируются Жилищным Кодексом и другими нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными. 

 

ОЧЕРЕДНОСТЬ

Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г., удовлетворено заявление Ш., в котором просил признать незаконным бездействие жилищного органа, связанное с непринятием своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии.

В кассационной жалобе представитель жилищного органа выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе Ш. в удовлетворении заявления ввиду необходимости соблюдения принципа очередности при осуществлении жилищного обеспечения военнослужащих.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих пришла к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, Ш., имеющий общую продолжительность военной службы более 17 лет, 20 марта 2014 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 16 мая того же года исключен из списков личного состава части с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях.

15 декабря 2014 г. жилищным органом принято предварительное решение о предоставлении Ш. жилищной субсидии, которое с комплектом необходимых документов и учетным жилищным делом истца было направлено для принятия окончательного решения в федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") и поступило туда 26 декабря 2014 г.

Уведомлением руководителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" от 14 января 2015 г. до сведения начальника ФГКУ "Западрегионжилье" доведены лимиты бюджетных обязательств по статье "Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы".

Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в  названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии.

Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела.

В соответствии с  Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного  Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с  РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет ( ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в  Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510  предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им  Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Ш. в суд в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 687 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее 7 октября 2013 г.

Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Ш., а в силу  Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из  Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Ш., следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Ш., и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Ш., недопустимо.

На основании изложенного Судебная коллегия отменила обжалуемые судебные акты по заявлению Ш. и направила дело на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Определение N 210-КП6-11

 


ЛИМИТЫ (Лимит бюджетных обязательств-

предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета.)

 

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью в расчете на квартал.

Как следует из п. 5 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии , позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии в порядке очередности . 

Согласно подп. «б» п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 (далее - Приказ) директору Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации предписано обеспечить информирование Департамента жилищного обеспечения МО Российской Федерации и Департамента финансового обеспечения МО Российской Федерации о размерах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации для предоставления жилищной субсидии на соответствующий финансовый год. 

В соответствии с подп. «а» п. 3 того же Приказа директору Департамента жилищного обеспечения указано обеспечить направление в течение пяти рабочих дней со дня поступления выше упомянутых сведений в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий решения по распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по управлениям (отделам) финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации, которые закреплены за Департаментом жилищного обеспечения и региональными управлениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. 

В свою очередь , как определено подп. «а» п. 4 Приказа, директору Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказано доводить лимиты бюджетных обязательств для выполнения управлениями (отделами) финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации функции по перечислению жилищной субсидии военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы. 

Согласно п. 5 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.( ответ на запрос выдают в течении 3 дней -- Однако! вопрос в том когда направлен запрос -- иногда до 6 мес бездействуют)  

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях. 

Как определено пунктами 6 и 7 названного Порядка принятое решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендованному образцу, а его копия выдается в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что принятию решения уполномоченным жилищным органом о предоставлении военнослужащему жилищной субсидии предшествует доведение соответствующими финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации лимитов на эти цели. Следовательно, в отсутствие доведенных лимитов , а фактически - при отсутствии выделенных денежных средств на выплату субсидий , не может быть принято решение о предоставлении субсидии , о чем просит административный истец. 

В соответствии со ст.  Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно ч. 1 ст.  Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующимибюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств ; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств , подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета , составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетнуюроспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям иполучателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета ; вносит предложения по формированию и изменениюлимитов бюджетных обязательств .

Статьей  Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующимибюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитовбюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства .В соответствии со ст.  6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах">6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно ч. 1 ст.  Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующимибюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств ; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств ; ведет реестр расходных обязательств , подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета , составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведетбюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственнымраспорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета ; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств .

Статьей  Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующимибюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитовбюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства .

Утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета входит висключительную компетенцию руководителя Министерства финансов Российской Федерации (ч. 1 ст.  Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета входит в исключительную компетенцию руководителя Министерства финансов Российской Федерации (ч. 1 ст.  Бюджетного кодекса Российской Федерации).


ОЧЕРЕДЬ 

Согласно пункту 7, 8 Инструкции, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся вжилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции,информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Скачать образец заявления на очередь

Исходя из лимитов бюджетных обязательств, определяются военнослужащие, граждане уволенные с военной службы – получатели жилищной субсидии , по очередности , которая определяется датой принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях…». Исходя из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что до административного истца, для получения жилищной субсидии в порядке очередности , очередь не подошла. Согласно пунктам 5 и 13.4 Порядка принятия решений о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом ФГКУ «Западрегионжилье» от 20.01.2015 №01-05/13, реестр получателей жилищной субсидии формируется ФГКУ «Западрегионжилье» в ПИ РО «Алушта» после доведения лимитов бюджетных обязательств на эти цели, только с момента формировании реестра военнослужащие считается включенным в реестр получателей жилищной субсидии , до этого момента военнослужащий по учетным данным находится в статусе «очередник» («внеочередник», «первоочередник»).

 

Исходя из правовых норм п. 1 ч. 9 ст. , п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 и ч. 9 ст.  суд по результатам рассмотрения административного дела выносит решение об удовлетворении заявленных требовании при наличии совокупности следующих условий: признание оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам; оспариваемыми решениями, действиями ( бездействием ) нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца; наличие необходимости и способа устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом в силу предписаний п. 6 ч. 2 ст. , п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст.  обязанность доказывания обстоятельств нарушения оспариваемыми решениями, действиями ( бездействием ) прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается налицо , обратившееся в суд.

Номер очереди военнослужащих меняется в связи с постановкой на учёт военнослужащих, имеющих право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией , и изменением военнослужащими с ранней датой постановки на учёт в едином реестре военнослужащих формы обеспечения на жилищную субсидию 

Согласно п. 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди . ( Правом на выплату денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений во внеочередном порядке в соответствии с ч. 3.1 ст. 24 названного Федерального закона обладают также члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ОТКАЗА : Принятие судом решения о выплате истцу жилищной субсидии в рассматриваемой ситуации повлечет нарушение прав другихвоеннослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые были приняты на учет нуждающихся в получении жилых помещений ранее истца, и заявивших о предоставлении им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.     

Обращаясь в суд с иском о понуждении ответчиков к выплате ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, истец фактически просит выплатить ему указанную субсидию во внеочередном порядке, на основании судебного решения, без учета наличия других очередников, также имеющих право на предоставление им указанной субсидии и избравших такую же форму обеспечения жилым помещением. 

Согласно ч.11 ст.  , которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие ).


А также смотрите тему: Не выплачивают жилищную субсидию. Что делать?

 

Мы в соцсетях

1

© СЗВ - 2017. Нас на сайте уже 9367